Неосознанные и стереотипные мысли очень часто мешают жить. Они мешают смотреть на происходящие события шире и объективнее, а значит человек не может в полной мере раскрыть свою личность, он будто находится в клетке собственных убеждений. Такой человек не может посмотреть на ситуацию или конфликт с разных углов зрения, и это очень мешает жить. Для решения такой проблемы существует когнитивная терапия.
Это один из методов в психотерапии, который призван помочь человеку избавиться от стереотипного мышления, от собственных шаблонов. Такие люди большинство своих действий совершают неосознанно, они будто живут не своей жизнью, их восприятие реальности и других людей искажено. Даже при осознании проблемы, решить ее самостоятельно трудно, потому что подсознательные установки очень сильны, из-за этого у многих людей развиваются тревожные расстройства. Но однобокое мышление и искаженность восприятия вредят и самому человеку – от своей необоснованной реакции возникает чувство вины, страх, озлобленность на самого себя.
Во время когнитивно-поведенческой терапии терапевт работает совместно с пациентом, такой метод позволяет вовлекать человека в работу над своими мыслями, учит его рассуждать, а не просто слушать психотерапевта. В ходе лечения выяснятся, при каких обстоятельствах появляются неосознанные и «автоматические» мысли, что является их корнем. Человек учится анализировать свои мысли, понять, что они рождаются в результате какой-то ситуации, а не просто случаются. На первом этапе терапевт выслушивает пациента, чтобы понять, с чем предстоит работать.
Затем начинается диалог, терапевт побуждает человека анализировать свои мысли и поступки. Для большей наглядности берутся конкретные события из жизни пациента, чтобы понять, почему он поступил именно так, и что вызвало тревогу. Постепенно начинается анализ более глубоких мыслей пациента, разбор психотравмирующих событий в прошлом, которые и привели к такому губительному мышлению уже в настоящем. Человек отвечает на наводящие вопросы, чтобы начать мыслить более осознанно.
Для большей эффективности, человек должен делать домашние задания. Это упражнения, которые позволяют применить теорию на практике, перенести полученные знания на какие-либо ситуации в реальной жизни. Так человек учится мыслить гибко и менее конфликтно самостоятельно, а не только на сеансе психотерапии. Полученные навыки и осознанность должны помочь также анализировать и совершаемые поступки, вследствие чего постепенно меняется поведение человека. Кроме того, каждый новый сеанс протекает несколько иначе, чем предыдущий. Это необходимо, чтобы человек наглядно видел каждый свой шаг и совершенный им прогресс.
Кто нуждается в такой терапии? Она имеет очень обширный спектр применения: нарушения пищевого поведения, социальная изоляция, панические атаки, тревожность, заниженная самооценка, прокрастинация и т.д. В качестве дополнительного метода он используется при лечении алкоголизма, наркомании и даже шизофрении. Все потому, что его отличительной особенностью является осмысленное участие самого пациента, его активное участие в работе над решением проблемы. Продолжительность терапии зависит от сложности ситуации, в среднем она варьируется от 5 до 10 сеансов, но все индивидуально.
Этот метод действительно может помочь тем, кто не может разобраться со своими мыслями, кто не может найти выход из модели поведения, которая укоренялась годами. Когда нет возможности помочь себе самостоятельно, нужно не винить себя, а обратиться к специалисту. Это и есть осознанность.
Автор: Владимир Селезнев