Первая эпидемия сифилиса в Европе развернулась на стыке XV и XVI веков. К тому времени человечество знало много неизлечимых и мучительных заболеваний. Тем не менее, новая болезнь сумела произвести глубочайшее впечатление на людей и вписать отдельную главу в историю.
Откуда есть пошел сифилис
Старые названия сифилиса изобилуют географическими названиями. Сифилис всегда был позорной болезнью, стигмой, поэтому в каждой стране при его появлении виновными выставлялись враги или соседи. Так, жители сегодняшних Италии, Германии и Великобритании называли его «французской болезнью», французы — «неаполитанской болезнью», одно из старых русских названий — «польская болезнь» (в «Домострое» фигурирует как «френчьюги»), поляки — «немецкой болезнью», датчане, португальцы и жители северной Африки — «кастильской» или «испанской». Отразилась в названиях и межрелигиозная напряженность: турки называли болезнь «христианской», на севере Индии мусульмане и индуисты обвиняли друг друга, а все вместе они были уверены, что болезнь идет от европейцев. Однако господствующее научное мнение склоняется к тому, что сифилис имеет американские корни и не встречался в Европе до экспедиции Колумба.
Согласно «колумбовой» гипотезе, сифилис в Старый Свет привезли конкистадоры, вернувшиеся из Нового Света в 1493 году. Ее подтверждают документы, записи Фернандеса де Овьедо и Руй Диас де Ислы, двух испанских врачей, присутствовавших при прибытии Колумба. Де Исла, позже посетивший Новый свет, утверждал, что в Америке знали неизвестную Европе болезнь и имели способы ее лечения.
Эту теорию возникновения сифилиса регулярно пытаются опровергнуть. Для этого прибегают к исследованию специфических сифилитичесиких повреждений на костях, которые обнаруживают археологи в Старом Свете. Однако обычно поражения оказываются другой природы или недостаточно старыми. В мире есть менее 20 костных фрагментов с подтвержденными сифилитическими поражениями старше даты возвращения Колумба, и те подвергаются сомнению. В Новом Свете проблем с доказательствами доколумбового сифилиса нет, некоторым «сифилитическим находкам» несколько тысяч лет.
Сторонники доколумбовых гипотез утверждают, что свидетельства о трепонемных болезнях (к ним относят пинту, фрамбезию и два вида сифилиса) стерты, поскольку их часто путали с лепрой. Предполагается, что бледная трепонема (возбудитель сифилиса) произошла от возбудителя фрамбезии под действием низких температур в Старом Свете в районе 3000 г до н.э. Болезнь распространилась по всему миру и к XV веку приобрела тяжелое течение. Унитарная гипотеза является самостоятельным вариантом доколумбовых теорий. Согласно ей, оба вида сифилиса (эндемический и половой), пинта и фрамбезия вызываются одним микробом, свойства которого меняются в зависимости от среды, являются адаптивным ответом бледной трепонемы. Грубо говоря, когда люди начинали мыть руки, она переключалась на половой путь передачи.
Куда пошел сифилис дальше
Французский король Карл VII пришел в Италию с армией в 25000 человек через год после возвращения Колумба. Еще год спустя во время битвы при Форново итальянские врачи впервые обратили внимание на болезнь французских солдат: на их коже были гнойные пузырьки, более страшные, чем при лепре, болезнь была смертельной и передавалась при половом контакте. С обеих сторон воевали наемники, собранные со всей Европы, война длилась 30 лет, проституция и изнасилования помогали распространению болезни, которую легионеры потом везли к себе домой. Характерно, что болезнь тогда протекала гораздо острее и тяжелее, чем сейчас, были часты смертельные исходы. Это также поддерживает колумбову теорию сифилиса: в те годы трепонема была нова для иммунитета европейцев. До России болезнь добралась быстро, уже к 1499 году, миновав территории Великого княжества Литовского и нынешней Украины.
Многие исторические хроники того времени винят в распространении сифилиса евреев. В 1492 году вышел указ об изгнании евреев, не принявших католицизм, с испанских территорий. 200000 евреев направились в Северную Африку и Южную Европу. Часть временно осела в окрестностях Рима, где около 30000 из них погибло от сифилиса. Несмотря на то, что самих евреев в Рим не пустили, болезнь проникла в город и могла поджидать французов там.
Это были лихие 1490-е. Мы лечились, как могли
Принципиально важным вопросом была дилемма: лечить или не лечить сифилис вообще, поскольку такая божья кара дается неспроста. Прогрессивные врачи защищали позицию, что доктор должен лечить всех пациентов без предрассудков. Естественно, первые виды лечения сифилиса были малоэффективными и вызывали много побочных реакций. Коснемся лишь основных тенденций, не ставя цели выбрать самый жестокий метод.
Учитывая, что болезнь ассоциировалась с «открытием Америки», лечение включало растения, привезенные из Нового Света: гваяковое дерево (Guaiacum Officinale) и иву. Считалось, что их мочегонное, слабительное и потогонное действие очищает кровь. Ожидалось, что ртуть тоже действует подобным образом, изгоняя болезнь с потом и повышенным отделением слюны (при отравлении) . Одним из ведущих адептов лечения ртутью был сам Парацельс, считавший «травки» бесполезными. Среди противостоящих ему был бывший священник Ульрих фон Хуттен, который описал симптомы отравления ртутью на собственном примере. Побочные эффекты ртути были ужасны: поражения нервов, почечная недостаточность, потеря зубов и другие. Вот одно из описаний лечебных процедур:
«Пациент изолировался в душной комнате и растирался ртутной мазью несколько раз в день. Массаж проводился около огня, где страдальца затем оставляли для потения. Эта процедура продолжалась от недели до месяца или дольше, а при необходимости повторялась. Использовались также купорос и мышьяк, но их польза подвергалась сомнению».
Профилактические меры в виде закрытия борделей и публичных бань проводились по всему миру, но отсутствие последовательности и эффективного лечения делало их недейственными. Еще одной идеей профилактики сифилиса было использование презервативов, которые были изобретены специально для этой цели.
До появления антибиотиков лечение сифилиса претерпело несколько прогрессивных поворотов. В 1908 году Пауль Эрлих открыл препарат на основе мышьяка арсфенамин, который прицельно действовал на недавно открытую бледную трепонему. За это он был удостоен Нобелевской премии. Юлиус Вагнер-Яурегг получил ту же премию за метод лечения, который может удивить несведущего в медицине человека. Он вводил сифилитикам культуру малярийного плазмодия (Plasmodium vivax), чтобы вызвать длительный приступ лихорадки. Благо, к тому времени уже был известен хинин, с которым приходилось перемежать это лечение. При такой высокой температуре бледная трепонема не может размножаться, что дает существенное облегчение болезни. Ранее ученый с той же целью опробовал тифозную сальмонеллу, ртуть и туберкулин. С 1943 года основным лечением сифилиса стала терапия антибиотиками.
Эксперименты на людях
Но пенициллин не решил всех моральных и социальных проблем. Эксперимент Такскиги, начатый в 1932 году и разработанный для изучения естественного течения сифилиса без лечения, не стали прерывать с появлением антибиотиков. Он проводился на юге США (Алабама) среди темнокожего деревенского населения. Это исследование удалось закрыть только в 1972 году после 6 лет борьбы с Центром контроля заболеваемости и другими органами. Эксперимент проводился под видом бесплатной медицинской помощи больным «плохой кровью». Так местное население называло сифилис, анемию и просто слабость. Ученые ревностно следили, чтобы участники не получали медицинскую помощь в других местах. Участникам предлагалось питание и бесплатная похоронная страховка. В эксперименте участвовало 400 больных мужчин. Помимо них жертвами стали 40 заразившихся женщин и 19 детей с врожденным сифилисом.
Менее известный эксперимент — Гватемальский. Он проводился Соединенными Штатами в Гватемале с 1946 по 1947 год. Больных (солдат, проституток, заключенных и психически больных) лечили антибиотиками, предварительно заражая сифилисом без их согласия и ведома. Эксперимент повлек не менее 83 смертей. В 2010 году Соединенные Штаты принесли извинения Гватемале.
Культура и знаменитости
Отражение сифилиса в культуре крайне интересно. Можно сказать, что он тесно с ней ассоциирован: даже наиболее распространенные его названия были даны не простыми врачами, а врачами-писателями. Само название «сифилис» пошло из поэмы Джироламо Фракасторо, поэта, врача, популяризатора медицинских знаний. В его произведении страшной болезнью богами был наказан пастух Syphilus. Собственно, это одно из первых упоминаний болезни в литературе. А ныне устаревший термин «люэс» дал сам Рабле, также ведший медицинскую практику в горячие постколумбовские годы. Даже один из симптомов болезни назван по имени поэта-романтика, а не врача: симптом Мюссе. По всей видимости, у него развилось сифилитическое поражение сердца (недостаточность аортального клапана), из-за которого голова немного покачивалась в такт сердечного ритма.
Описания сифилиса в литературе бесчисленны. Очень часто упоминание болезни используется именно для социальной критики или акцента на моральном падении героя (Агеев «Роман с кокаином», Бабель «Конармия», Маяковский «Сифилис», Ги де Мопассан «Койка №29», Куприн «Яма», ряд упоминаний у Булгакова и многих других писателей). Старейшим изображением сифилиса считается рисунок на перуанском кувшине, датируемом VI веком: страдающая сифилисом мать держит ребенка. У нее седловидный (проваленный) нос и специфические поражения зубов. В Европе на болезнь первым отреагировал Альбрехт Дюрер. Его гравюра 1496 года изображает наемника с множеством кожных язв и содержит предостережения о новой неизлечимой болезни от врача Теодоруса Ульзениуса. На работе Себастьяна Брандта Дева Мария с младенцем наказывают больных сифилисом. Сюжет Девы Марии и сифилиса позже использовал и Эдвард Мунк.
У художника Герарда де Лересса на портрете работы Рембрандта видны явные признаки врожденного сифилиса. Сифилис приписывают множеству известных людей. Им совершенно точно болели Э.Т.А. Гофман, Ги де Мопассан, Альфонс Доде, Фредерик Дилиус, Франц Шуберт, Анри де Тулуз-Лотрек, Поль Гоген, Джордж Браммел, Гарри Пильсбери.
В течение веков сифилис поражал как низы общества, так и монархов, философов, писателей, композиторов. Изучение истории болезни показывает, как просто происходит стигматизация не только отдельных людей, но и целых народов. Сегодня сифилис сравнительно неплохо контролируется, но уроки истории нельзя забывать.