Ученые сели в 10 самолетов и выяснили, как не заразиться гриппом в полете. Все зависит от места

Ученые сели в 10 самолетов и выяснили, как не заразиться гриппом в полете. Все зависит от места

Американские исследователи из Национальной академии наук выяснили, как распространяются инфекционные заболевания на борту самолета. С их выводами согласились не все, но пара наблюдений пойдет на пользу ипохондрикам.

10 ученых и 10 рейсов

Десять американских ученых из Национальной академии наук США провели исследование: их заинтересовало распространение воздушно-капельных инфекций в самолетах. Во время полета они распространяются гораздо быстрее, чем на земле. Эксперимент проводили на 10 трансконтинентальных авиарейсах длительностью в 3–3,5 часа. Специалисты пытались разобраться в распределении вирусов на примере гриппа. Восемь из 10 рейсов, в которых проводили исследования, проходили в сезон вспышек гриппа и простуды. Результаты были опубликовали в научном журнале PNAS.

Ученые разделились на пары и сели в разных частях самолета. С помощью приложения на iPad они следили за передвижениями пассажиров и членов экипажа. Эти данные затем использовались для вычисления количественной вероятности прямой передачи инфекционных заболеваний во время полета. Американские исследователи уверены — движение пассажиров и экипажа по салону самолета упрощает передачу болезни.

Считается, что максимальный риск заражения вероятен, если человек сидит в метре от больного. На вероятность влияет и то, как часто зараженный ходит по салону самолета. Как выяснили исследователи, лишь 40% пассажиров, которые сидят у окна, встают за все время полета. Пассажиры, расположившиеся по центру, встают несколько чаще — это уже 60%. А люди, которые сидят в проходе, встают чаще остальных — 80% пассажиров готовы пройтись в течение всего полета. Исходя из полученных данных, группа ученых решила, что безопаснее всего сажать зараженных людей у окна.

Вот только если болеет сам бортпроводник, ситуация усложняется. Ему приходится постоянно передвигаться по салону самолета и контактировать с пассажирами. В среднем, по данным американских ученых, бортпроводник может заразить около пяти пассажиров за один рейс.

Что делать, чтобы не заразиться в самолете

В беседе с «360» вирусолог и профессор НИИ вирусологии им. Ивановского Михаил Щелканов посоветовал в профилактическом режиме пропивать противовирусные лекарства.

Самое важное, это необходимо подчеркнуть, наиболее эффективный способ борьбы с любой вирусной инфекцией — это вакцинация. Пренебрежение этим компонентом профилактики потом приводит к печальным последствиям. И делать это ежегодно

— Михаил Щелканов.

Доктор медицинских наук и член Нью-йоркской академии наук Виктор Зуев рассказал «360», что необходимо закаливать организм, обливаться холодной водой. Но и этого не достаточно. Профессор посоветовал каждую осень пропивать противовирусные лекарства.

В самолете тоже можно находиться в маске. И не подзывать к себе стюардессу без острой необходимости. Потому что она общается со всеми, она может быть тоже носителем и возбудителем инфекции

— Виктор Зуев.

Михаил Щелканов порекомендовал надевать маски во время полета, однако сделать это необходимо именно больному человеку, а не здоровому. «Если ты болен — надень маску, и ты защитишь десятки людей вокруг себя. Но лучше, конечно, больному вообще никуда не летать», — добавил Щелканов.

Вирусологи предупреждают

С результатами исследований согласились не все. Канадский микробиолог Эллисон Макгир считает, что работа американских исследователей полезна, но не основана на фактах: исследователи показали лишь приблизительные модели распространения вирусов. Михаил Щелканов рассказал, что радиус поражения — это два-три кресла вперед и два назад.

Есть совершенно четкое исследование: чихание [разносит инфекцию на] 15–20 метров Микрокапельки в течение 10–20 минут достигнут любого уголка

— Михаил Щелканов.

«Все зависит от индивидуальных свойств самого источника вируса, насколько мелкие капельки, зависит от возраста», — добавил вирусолог.

Виктор Зуев согласен с тем, что зараженный бортпроводник — основной распространитель болезни. «Если болен бортпроводник, он и будет рассадником инфекции, потому что он наклоняется к пассажирам, что-то говорит им в это время. Значит, в это время у него изо рта вылетают капельки слюны, а они и есть носители вируса. Самолет — это герметически закрытое обиталище людей, поэтому если есть там больной человек — он представляет собой большой риск для окружающих», — считает профессор.

Кто летает вместе с нами: типы вирусов в самолете

Самолет — скопление и место распространения воздушно-капельных инфекций. Исследователи из Национальной академии наук США собрали 229 образцов воздуха и верхнего слоя поверхностей, которые чаще всего трогают пассажиры. Ученые не обнаружили следы серьезных заболеваний, но посоветовали как можно чаще мыть руки. Важно то, что американские исследователи сконцентрировались на изучении вирусов гриппа и ОРВИ, а ведь в самолете есть и другие инфекции. Виктор Зуев рассказал, что в самолете возможно подхватить любое заболевание. Профессор привел пример случая заражения оспой.

В самолете можно подхватить все что угодно, если там будут больные люди. Было же в свое время в году: в самолете прилетел из Индии в Москву заразившийся натуральной оспой. Вы, наверное, это и не слышали, а я в этом участвовал. Он привез в Москву натуральную оспу, и была вспышка. Это была серьезная операция по ликвидации

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины на нашей странице в Вконтакте
Читайте также

Добавить комментарий